Акция «Лица Победы»

акция Лица Победы
 

 

Машинист с золотыми руками!
Война — это страшное время, когда мир превращается в ужасное место. Это дни, когда люди теряют близких. Это период, когда происходит большое количество бессмысленных смертей. Чтобы пройти этот исторический момент, люди собираются и начинают жить одной судьбой. Это страшное событие затронуло весь мир. Вместе с тем в это трудное для всех время, когда каждый человек становился в какой-то степени Героем, совершившем какой-либо подвиг, проявив самоотверженность.
В годы Великой Отечественной войны без всего этого не обошлось. Было много смертей, потери близких, а также находилось немало героев. Страшно представить масштаб задач, решить которые предстояло фронту. Но не стоит забывать и о железных дорогах, сыгравших немалую роль в войне. На неё, как и на фронт, были возложены важные и огромные задачи. Стальные магистрали обслуживали фронт огромной страны, который расположился от Чёрного моря до Баренцева моря.
Ярославская железная дорога, ныне Северная, во время войны сыграла одну из ключевых ролей. Она, как и другие железные дороги СССР, осуществляла транспортировку оружия, боеприпасов, горючего и продовольствия, а также военных, направленных на фронт, и женщин с детьми, стремящихся в глубь страны как можно дальше от боевых действий. На Ярославской дороге оказалось немало героев-железнодорожников Великой Отечественной войны. В этом сочинении хотелось бы рассказать о судьбе и подвиге Александра Петровича Папавина – железнодорожника Ярославской магистрали.
Александр Петрович Папавин родился в 1893 году в деревне Климовская, расположенной в Ярославской губернии (сейчас – в Ярославской области), в крестьянской семье. Будучи подростком ушел зарабатывать в город. Его трудовая деятельность началась с 1909 года. Позже он окончил Ярославское железнодорожное училище №3. Начиная с 1912 года молодой человек работал помощником слесаря в депо станции Всполье, ныне Ярославль-Главный, затем слесарем, а потом помощником машиниста паровоза. В апреле 1917 года Папавин становится машинистом паровоза марки Щ, доставшегося ему не в лучшем состоянии, и который ему за два месяца удалось восстановить и отправить в первый рейс. Поезда Александр Петрович водил точно по графику, что немаловажно для организационной работы железных дорог. В 1928 году он получил пассажирский паровоз марки СУ под номером 99-07 который также, как и предыдущий, оказался в запущенном состоянии. Но и в этот раз ему удалось восстановить локомотив за короткий промежуток времени. Обладая чувством бережного отношения к технике и стремлением к экономии средств для её содержания, Александр Папавин добился поразительного размера пробега до капитального ремонта (срока межремонтного цикла) — 800 тыс. км при том, что норма составляла 250 тыс. км! Причём техническое состояние паровоза оставалось вполне в хорошем состоянии, и ничто не ограничивало его дальнейшую безопасную эксплуатацию. В популярной газете Ярославской железной дороги тех лет «Стахановец транспорта» писали: «Нельзя без восхищения смотреть на эту замечательную машину. На фоне голубого лака, которым покрыт паровоз и тендер, мягким блеском отливают хромированные детали… Паровоз товарища Папавина оборудован прогревом воды. Эти и другие новшества, введённые на паровозе его замечательным хозяином, позволят машинисту-новатору ещё более увеличить полезную работу локомотива». Его паровоз, на котором применялось все больше новшеств, присвоили название «Локомотив-лаборатория». Опытом Александра Петровича начали интересоваться учёные, он решил защитить часть топки под решёткой кирпичной кладкой. Его практика поставила множество вопросов перед теплотехниками. Позже было подсчитано, что на средства, сэкономленные Александром Папавиным к началу 1940-х годов, можно было построить два локомотива. В этом же году была издана книга «Управление и уход за паровозом методом Кривоноса и Папавина», также на иностранных языках публиковались брошюры о его методе.
Война не обошла стороной и нашего героя, 1 августа 1941 года он писал: «Стремимся всемерно помочь Красной Армии в борьбе против германского фашизма, берём новые обязательства: обеспечить пробег локомотива без подъемки в 150 тысяч километров, без капитального ремонта — больше миллиона километров». В этот сложный период стремление к постижению неизведанного и трудовой героизм заражал его коллег позитивом. Уже к июлю 1943 года Александр Петрович писал о том, что его локомотив добился пробега без капитального ремонта размером в 1 миллион 148 километров! Его паровоз СУ 99-07, не ломаясь, проработал на протяжении всей войны. Во время военных действий его опыт перенимали и другие машинисты, что позволило сохранить большую скорость и объём железнодорожного состава, сократив при этом большое количество времени, а это являлось одной из главных задач, поставленной перед железной дорогой!
После войны Александр Папавин не расстался со своим паровозом, но при этом сумел преобразовать еще четыре паровоза, что увеличило их мощность. Также он передавал свой накопленный опыт молодым специалистам. На паровозе СУ 99-07 Александр Папавин проработал 33 года, из которых 30 лет его локомотив обходился без капитального ремонта, и проехал на нём расстояние, равное двадцати поездкам вокруг Земли. Всего на железнодорожном транспорте проработал 51 год.
На протяжении своей жизни он был награждён многими наградами. Так, в 1943 Папавину Александру Петровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Дважды был удостоен ордена Трудового Красного Знамени и знака «Почётный железнодорожник». Также его имя носила паровозная колонна, а с 1981 года работникам Северной магистрали начали присваивать звание «Лауреат дорожного приза имени Героев социалистического труда машинистов А. П. Папавина и В. И. Болонина». Данное звание предоставляют и по сей день.
В 1954 году 14 марта был избран депутатом Верховного Совета СССР 4-го созыва, но в 1958 году ушёл на пенсию.
На протяжении жизни Александр Петрович жил в Ярославле. Скончался он 22 сентября 1973 года.
Александр Петрович Папавин сумел доказать, что работа железнодорожного состава с большой скоростью и большой массой может не оказывать влияния на состояние паровоза, благодаря бережному отношению к технике. Его опыт оказался полезен во время войны, так как на войне время играло значимую роль. Локомотивы могли доставлять железнодорожные составы с оружием, боеприпасами и военными намного быстрее, так как время на капитальный ремонт теперь приходилось тратить намного реже. За свой опыт, доблестный труд и отвагу на войне Александр Петрович был удостоен множества наград, а самое главное – он стал Героем. Благодаря ему, другим железнодорожникам и военным наша страна смогла отразить внезапный удар фашистской Германии и одержать над ней Великую победу. За это каждый из нас должен проявить к ним дань уважения, хранить историю героев в памяти, так как война, через которую они прошли, — очень страшное событие. Каждый человек должен ценить мирное время. А чтобы это время было у нас, Героям пришлось пожертвовать многим. Некоторые ради него отдали самое главное, что у них было, — это жизнь.